- Альметьевский
- Муслюмовский
Развернутое описание ОНКН
Тамбурная вышивка, возможно, появилась одновременно в разных точках земли. Во всяком случае, точно установить одну страну, которая являлась бы единственной родиной этой техники, не удалось. Возможно, в своё время рукодельницы в разных странах одновременно изобрели для себя этот вид ручного шва. Так, тамбурная вышивка появилась в странах Ближнего Востока, в Древнем Риме, Греции. Первые образцы такого вида рукоделия были обнаружены ещё две тысячи лет назад. Несмотря на свою долгую историю, длиной в две тысячи лет, популярность тамбурный шов не утратил и сегодня. Это легко объяснимо: выполняется он предельно просто, и даже начинающая рукодельница сможет освоить его буквально за несколько попыток.
Вышивка как элемент традиционной культуры была наиболее любима татарскими мастерицами. Во-первых, для этого не требовалось сложных манипуляций. В техническом плане нужна была лишь нить, игла, вышивальный крючок, пяльца и прочие не очень сложные и недорогие приспособления. Во-вторых, благодаря этим нехитрым устройствам, женщины могли показать не только свое мастерство, но и украсить одежду, интерьер жилища.
Как известно, тканевого убранства в доме татарина было всегда много — разнообразные занавеси, скатерти, салфетки, полотенца, покрывала, наволочки подзоры, молитвенные коврики (намазлыки). И как было отмечено еще К.Ф. Фуксом, «татарки — большие рукодельницы: скатерти, платки и полотенца их работ, очень красивы. Ежели у них гости, или кто из посторонних, все их рукоделия вывешиваются по стенам на веревочках и столы накрываются разноцветными скатертями».
Вышивка тамбурным швом (ряд петелек, выходящих одна из другой) был распространен как среди Волго-Уральских татар, так и среди многих других тюркских народов.
Одна из узнаваемых особенностей вышивки тамбурным швом Волго-Уральских татар – полихромия, когда узор из одного цвета, перетекал в другой, и за этой хаотичностью и многообразием, складывался органичный и приятный для восприятия орнамент. Основной мотив – растительно-цветочный, переплетающийся между стежками в нескончаемый узор.
Это ряд петель, выходящих одна за другой (шьется на себя). Иглу с ниткой выводят на лицевую сторону ткани. Уложив рабочую нить и прижав ее большим пальцем левой руки, вводят иглу с лица на изнанку в предыдущий прокол. Затем направляют ее по изнанке 3 – 4 нити. Новый прокол на лицевую сторону делают так, чтобы кончик иглы попал в середину петли.
Низкий тамбур вышивается тонкой нитью крупными стежками, высокий тамбур – толстой нитью мелкими стежками.
Тамбурный шов может выполняться и крючком. При этом можно использовать и золотую, серебряную нить, так как она не продергивается через ткань по всей длине. Во время работы нить находится на изнаночной стороне ткани.
Вышивка могла выполняться как иглой-крючком, так и обычной иголкой. Существует несколько разновидностей тамбурного шва: цепочка, петля вприкреп, сложный, тамбур и др. Шов цепочка является самым распространенным и простым видом тамбурного шва. Тамбурный шов выполняется справа на лево. Форма цепочек тамбурного шва определяется размером и шириной стежка, толщиной нити, углом наклона петель.
Сам шов был разный. Низкий тамбур вышивался шелковой, хлопчатобумажной нитью по контуру, крупными стежками, создавая практически невесомый рисунок. Для высокого тамбурного шва использовали крученые, достаточно толстые шелковые, хлопчатобумажные или гарусные (шерстяные) нити. Представлял собой множество мелких стежков, которые из-за «маленького шага», получались объемными.
К 70-м годам XIX века среди татарских мастериц широкое распространение получает вышивка на тамбурной машине, которую, рассылали французские и американские торговые фирмы-производители. К тому же вторая половина XIX века подарила обилие новых, насыщенных и богатых по палитре цветов в анилиновых красителях. Все это позволило ускорить процесс изготовления и еще более расцветить вышивку.
Не менее известным, а может и более, было золотное шитье, получившее широкое распространение среди татар с конца XVIII века. (Золотное шитье как объект нематериального культурного наследия представлено ка сайте Таткультресурсцентр. Про технику ручной вышивки – Золотное шитье можно ознакомиться, перейдя по ссылке https://tatcultresurs.ru/onkn) Прежде всего, это связано с «каляпушным промыслом», который в конце XIX века кормил многих мастеров и мастериц Казани и Заказанья. Основная продукция – вышитые золотом бархатные калфаки, тюбетейки и обувь. Бархат для головных уборов закупали высших сортов, и привозился он из Западной Европы, Средней Азии, Турции, Ирана и даже Индии. Причем эти изделия продавались не только в лавках Сенного базара в Старо-Татарской слободе, а вывозились на ярмарки Российской империи, в Москву и Нижний Новгород, на Урал и в Сибирь, а также в Среднюю Азию.
Для тамбурной вышивки необходимо:
1) подходящий рисунок, орнамент (можно нарисовать самостоятельно). Тематика тамбурной вышивки разнообразна, но мы хотим представить узоры, которые встречаются только в нашей местности;
2) для основы под вышивку берем бязь, тонкий лён, хлопчатобумажную ткань, батист. Из ниток используют обычное мулине (хлопок) или ирис, пяльцы;
3) необходимо люневильский или вязальный крючок, можно применить обычную иглу для шитья.
Последовательность выполнения узора
Носителям нравилось больше вышивать тамбуром с помощью крючка. Такой способ часто используют при отделке вязаных, трикотажных изделий.
Выполнить тамбурный шов крючком можно следующим образом. Выводится крючок с лицевой стороны изделия, зацепляет рабочую нить, и выводят ее обратно — так образуется петелька. Затем крючок снова вводиться в изделие, зацепляет нить, и выводят ее обратно через петлю, находящуюся на крючке.
Татарскому орнаменту характерна асимметрия, в целом не нарушающая равновесия узоров вышивки, но вносящая ту самую естественность, непосредственность, которая характерна для реальной природы – первейшего источника вдохновения народных художниц.
В тамбурной вышивке, к примеру, татар-мишаримеют место основные цвета, но особенно часты зеленый, голубой, желтый, белый и красный. В качестве основы для тамбурных узоров использовались ткани белого, синего голубого, зеленого, желтого, розово-малинового и красных тонов. Основой для полотенец стали красные, бордовые, алые ситцевые полотна фабричного изготовления.
Татарскому тамбуру присущи цветочно-растительный орнамент. Самые распространённые тамбурные композиции – это ленточная (бордюрная) и виде букета, изменяющиеся и переходящие друг в друга в одной декоративной плоскости, а также круговая, розеточная, шахматная, сеточная. Значительное место в орнаментальном искусстве татар-мишар. занимают розетки, построенные по круговой сфере- они относятся к числу общераспространённых мотивов древнейшей орнаментики, связанной с условным изображением солнца и цветка.
На красном, белом, желтом, зеленом фоне с помощью ярких нитей создавались линейные и розеточные узоры. Наряду с цветочно-растительными мотивами – цветок, листья нашли отражение и предметы, связанные с окружающей средой: волнистая линия, капли, солнце, силуэты животных, гнездовое расположение, дерево жизни.
Татарские национальные полотенца отличаются большой красочностью, нарядностью. Поэтому не случайно в XIX веке татарские полотенца славились далеко за пределами края и назывались "казан сөлгесе" (казанские полотенца). Среди них редким изяществом и красотой выделяются две группы полотенец: вышитые белым шелком и золото-серебряными нитями. И те, и другие вышивки представляют самое наглядное подтверждение удивительного свойства тамбурной техники "свободно рисовать иглой". Такая вышивка воспринимается как ажурная скань искусных татарских ювелиров: та же легкость, четкость, изящество линий. Это устойчивый атрибут интерьера любого татарского дома, емкий образ-символ, ассоциирующийся с атмосферой народных праздников, свадеб, обрядов и спортивных состязаний.
Для большей красочности вышивки конец полотенца нередко был пришивным (чаще из материала красного цвета). Очень эффектно использовался подкладочный шелк в полоску. Такая аппликация не противоречила ни композиции, ни цветовому строю вышивки, напротив - еще ярче проступала горизонтальность вышитой орнаментальной ленты.
Помимо аппликации тканью изделия нередко украшались узким кружевом. В вышивках крестьянок фабричное кружево заменялось иногда самодельным, связанным крючком.
Очень яркие художественные эффекты достигались сочетанием в одной вышивке различных приемов исполнения. Так, в полотенцах, вышитых золотом, встречаются тамбур и гладь. То же наблюдается и в вышивке шелком. Но особенно интересны вышивки в сочетании с техникой узорного ткачества: браное тканье – с вышивкой тамбуром, гладью шелком; браное тканье – с вышивкой тамбуром, ковровым швом.
К примеру, такие встречающиеся мотивы, как птицы (чаще парные), вышитые золотной гладью на бархатных калфаках. На намазлыках и концах полотенец можно было увидеть стилизованных животных, птиц, мифических существ, или даже фигуры людей. Безусловно, принятие ислама сыграло свою роль в выборе сюжетной лини в вышивке, и наиболее часто встречающийся и сегодня признаваемый как татарский — это растительно-цветочный узор.
Композиционно построение было не однотипным, встречался стилизованный волнообразный узор, букетный, сетчатый, центрально-лучевой, круговой, розетками и в шахматном порядке. Что касается самого изображения, то наиболее часто встречаемые в вышивке делились на три основные группы: степные, луговые и, безусловно, садовые цветы и растения, то есть, то, что мастерицы могли видеть воочию и передавать увиденное из поколения в поколение. К тому же узор мог быть выполнен как практически ботаническая копия, так и быть фантазией автора.
Таким образом, вышивка, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, являет собой не только кусочек истории, сохраняя богатство поколений, но и предстает ярким выразителем основ традиций и культуры, которые были свойственны татарскому народу.
Многие криволинейные формы имеют древнее происхождение, связанное со степной культурой отдаленых предков татар. Это наглядно подверждается экспонатом находящимся в “Муслюмовском краеведческом музее”. Красный фон является общим цветом различных этнических групп: башкир, марийцев, кряшен. Татарский народ перенял этот цвет от этих народов. В основе многих из них лежат архаичные цветочно-растительные и геометрические мотивы: трилистники, пальмететтообразные, тюльпаны, срердцеобразные, лунницы. Данные орнаменты относятся к второй половине XIX вв. Орнаменты с древнейших времен широко использовались в различных видах искусства татарского народа. Они являются его спутниками как в повседневной жизни, так и в праздники, являются его духовным достоянием. В настоящее время искусство создания орнамента стало одним из основных направлений культурного развития народа.
Работники Муслюмовского краеведческого музея научились тамбурной вышивке от учительницы технологии Мирзаяновой Риммы Амировны. Римма Амировна сама научилась тамбурному шву от своей бабушки Джамилы Шаймухаметовой. Вышитые изделия используют для украшения экспозиции татарского быта в различных праздниках, Сабантуях и выставках. В основе таких вышивок лежат орнаменты, вышитые руками прабабушки-мастерицы Шадриной Д.С. Она всю жизнь проработала учителем географии Муслюмовской СОШ. На ее кружках по вышиванию учащиеся получали первые навыки по тамбурной вышивке. Так же очень красивые произведения искусства – картины и подушки создает своими руками Низамова Роза Нагимовна. Она уже несколько лет ведет кружок «Ак калфак», где обучает девочек работе по тамбурной вышивке в Муслюмовской гимназии. В детстве Розу Нагимовну секретам этой вышивки научила мама, которая весь дом украшала своими работами. Муслюмовский орнамент развивается и совершенствуется во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид. Новые усовершенствованные орнаменты в своей работе используют работники краеведческого музея. Вышитые своими руками экспонаты используют для украшения экспозиции татарского быта во все различных праздниках, Сабантуях и выставках. Также данный орнамент активно используется в общественной жизни Муслюмовцев: во всех баннерах района, рекламных щитах и в сувенирной продукции.
В музее истории села Елхово имени Халиуллы Ахметшина сохранились удивительно яркие экземпляры вышитых изделий местных рукодельниц. С конца XIX века наибольшое распространение в селах Нижнее Абдулово, Елхово получает вышивка в технике тамбурный шов (элмәле чигү). Татарский термин «элмә» более четко отражает саму выполнения этого вида шва: нанизывать одну петлю на другую. Тамбурная вышивка отличалась красочностью, многоцветием узоров.
Вышивка деревенских мастериц всегда была домашним занятием, не имела промыслового значения. Тамбурным швом вышивали женские платья, передники, молитвенные коврики, полотенца, подзоры («кашага»), скатерти. Отсутствие лишней мебели компенсировалось большой долей в интерьере жилища тканевых изделий. Наряду с узорным тканьем немалую роль в красочном оформлении дома играла вышивка, размещение которой имело свои традиции. Стены украшались ковриками (намазлык), простенки меж окон - полотенцами (сөлге). Вышитые подзоры (кашага) опоясывали верхний периметр стен, такой подзор располагался и вдоль матицы. Наиболее ценные из этих вышивок годами хранились на дне сундуков, извлекаясь по случаю больших праздников. Особенно красочным становился дом во время свадебных торжеств. Традиции народной вышивки сохраняются на селе и посей день. Например, связи с давним обычаем сбора рукоделий молодых снох (яшь киленнәр) для награждения победителей спортивных состязаний и игр на всенародном празднике «Сабантуй». Среди молодежи села распространен обычай: парень, уходящий в армию, получает от своей подруги как символ верности и любви вышитый носовой платок.
Не только в радостных, праздничных событиях принимает участие вышивка. По ритуалу похорон тем, кто опускает покойника в могилу, вручаются вышитые или орнаментированные ткаными узорами полотенца.
Таким образом, вышивка, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, являет собой не только кусочек истории, сохраняя богатство поколений, но и предстает ярким выразителем основ традиций и культуры, которые были свойственны татарскому народу.
Изображения ОНКН
Ситцевая ткань, шитье, тамбурная вышивка. Ручная работа 1940-х годов
Поступило в фонды 1988 г.
- Альметьевский
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры.-Москва: «Высшая школа»,1990.
- Валеев Ф.Х. Народное- декоративное искусство Татарстана.- Казань: Татарское книжное издательство, 1984.
- Вавлеев В.Х.Орнамент Казанских татар.- Казань: Татарское книжное издательство, 1969 г.
- Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство Казанских татар.- Москва, 1990.
- Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана.- Казань: Издат. «Наука», 1995.
- Мухамедова Р.Г.Татары-мишари.- Москва: издательство «Наука»,1972 г.
- Суслова С.В.,Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала.-Казань: Татарское книжное издательство, 2018.
Служебная информация
- Муслюмовский
Место фиксации, место хранения: Филиал МБУ«АКМ» музея истории села Елхово имени Халиуллы Ахметшина, Собиратель: Ахметшин Х.Х., год: 1961-1986 гг.
Место фиксации, место хранения: МБУК «Муслюмовский краеведческий музей», фонд МКУ «Отдел культуры Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан».