Развернутое описание ОНКН
Из историко-краеведческой энциклопедии апастовского журналиста Азата Сункишева: «Кыз-тау – гора, находится к юго-востоку от с. Деушево, на правом, холмистом берегу реки Свияги. Гора овеяна многочисленными легендами–риваятами.
Одна из них называется «Амет, сын Гайсы». В ней говорится, что правитель края Джанибек-хан имел девять сыновей. Хан надеялся, что и десятый ребёнок тоже будет мальчик. В случае же рождения девочки хан повелел ханше Тайдуле в тот же час умертвить её, а сам отправился на охоту. Однако ханша отослала родившуюся дочь к старшему сыну на воспитание. Когда девочка повзрослела, её похитил Амет, сын Гайсы, и увёз на Свиягу, в те места, где ныне возвышается Девичья гора.
На одной из вершин после смерти и была похоронена дочь хана, и эта вершина стала называться Кыз-тау».
В народе ходят разные легенды про Кыз тау, одну из них нам поведала Валиуллина Равия апа, коренная жительница села Деушево, в ней рассказывается о дочери местного правителя, которая после трагической гибели была похоронена в золотом саркофаге на одной из этих горных вершин. А на могиле подданные правителя воздвигли высокий земляной курган.
Старожилы рассказывают также, что во время Гражданской войны белочехи вскрыли тот курган и на аэроплане вывезли нечто похожее на саркофаг.
Вторая легенда, которую нам рассказала местная жительница Низамова Сэгъдэ апа, имеет более романтичный характер: «Некогда у золотоордынского хана Джанибека, находившегося большую часть жизни в военных походах, родилась дочь. Жена, зная, что муж ждёт наследника-мальчика, отправила новорождённую дочь с доверенными людьми в окрестности нынешнего села Деушево.
Кузенур (в современной интерпретации Гельнур) – так звали девочку – росла здесь в безопасности, но через 15 лет хан узнал про «незаконнорождённую» дочь и велел своему слуге Амету привезти её во дворец. Выполнив волю хана, Амет привёз Кузенур в Болгар, но на совете узнал, что понравившуюся ему девушку решено умертвить. Смелый юноша выкрал её и отвёз обратно в Деушево. Там они и поженились. Но хан не мог смириться с таким исходом. Посланные им войска убили влюблённых. Красавицу Кузенур похоронили на одной из вершин, а гору назвали Кыз-тау…».
В народе есть менее романтичная версия риваятов. У ханской дочери Кузенур родился мертвый ребенок и его в золотой колыбели похоронили на горе, в действительности ребенок был жив и местные рыболовы, услыхав плач ребенка, забирают его и отвозят в Астрахань, к старшему брату Кузенур, где он рос до 19 лет, с этого момента сведения о его жизни отсутствуют.
Еще одна загадка Кыз тау: при археологических раскопках выяснилось, что внутри горы множество подземных ходов. Что там? Для чего они? История об этом умалчивает… Исследовать их детально оказалось невозможным из-за опасности обвалов. Участник раскопок, историк-любитель и коренной житель с.Деушево Кашифнур Валиуллин оставил после себя фото в лабиринте Кыз тау, однако глубоко внутри горы даже профессиональные камеры отказывались снимать как бы их не заряжали...мистика…
Летом 2002 года на вершине Девичьей горы, в городище Кыз-тау, велись археологические раскопки. Исследования, проведённые экспедицией Института истории им. Ш.Марджани АН РТ и Татарского государственного гуманитарного института под руководством Альберта Бурханова, позволили предположить, что на вершине Девичьей горы в VI–VII веках находилось языческое святилище (капище).
Полученные в ходе раскопок находки отнесены в основном к именьковской культуре, были также отдельные находки и раннего булгарского периода. Археологи проработали у горы всего десять дней. У основания искусственно возведённого холма, высота которого составляет около 50 метров, исследовано 60 кв. м площади, самая глубокая точка раскопа составила пять метров. Гора выдала совершенно иные тайны – не те романтические, сказочно красивые, которыми очарован каждый житель района, а более прозаичные.
Здесь, вероятнее всего, сжигали и хоронили останки умерших, молились своим языческим богам, устраивали обряды, совершали магические ритуалы. По всей территории археологического памятника встречались обломки грубой по фактуре лепной гончарной керамики, изделия из железа. Тщательный анализ грунта из недр Девичьей горы показал наличие в нём большого количества, явно отличающегося от местного, зернистого, отливающего зеленовато-золотистым цветом речного песка.
Каким образом он тут появился?
Ответа на этот вопрос пока нет. Есть предположение, что, покидая по каким-то причинам эти места, люди замуровали и замаскировали святилище песком, а сверху засыпали землёй с соседних территорий.
Так на вершине естественной, природного происхождения горы появился искусственный холмик, названный позже народом Девичьей горой – Кыз-тау. Раскопки можно было бы продолжить, но то ли по просьбе аксакалов с. Деушево, которые попросили археологов прекратить работы, то ли из-за опасности обвалов, исследования приостановили.
Так что гора так и не раскрыла всех своих тайн. А может, это даже к лучшему? Зачем лишать эту местность, волновавшую воображение нескольких поколений, ореола тайны, романтичности? Пусть продолжают витать над горой легенды о прекрасной ханской дочери, пусть, как и прежде, встречают на ней рассветы современные влюблённые и мечтают о счастье!
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
- Статья Раиса Минуллина - издание «Республика Татарстан». http://rt-online.ru/tajny-gory-kyz-tau/
- А.И. Щеповских. Государственный реестр особо охраняемых природных территорий в Республике Татарстан, издание второе.
- А.Г. Сункишев «Апастовская энциклопедия», Апастово, 2006 г.
- А.Г. Сункишев “Голубые свитки Свияги”, Казань, 2010 г.
- Х. Гайнуллин “Апасым – гомер бишегем”, Казань, 2000 г.
- - газета «Йолдыз» № 37 от 1 июня 2012 г.
Служебная информация
- Апастовский
Автор описания:
Валиуллина Венера Рафиковна – заведующий Старобурнашевского сельского клуба Апастовского муниципального района