Развернутое описание ОНКН
Каждый человек должен знать историю своего народа, своей Родины, потому что, если народ знает и помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ не исчезнет с лица земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.
Каждый народ владеет бессмертными ценностями и хранит их, сокровища прошлого, которые остались на протяжении всей его многовековой истории. Это и материальные памятники: города и села, памятники архитектуры и искусства, традиции народного творчества, трудовые навыки и т.д., это и природа, под воздействием которой развивается человеческая культура. Это и такие ценности народа, как его язык, мудрость, искусство, его правила жизни, его обычаи и праздники, сказки и легенды, любимые блюда, национальные костюмы и украшения.
Национальный женский удмуртский костюм состоит из платья (дэрем), фартука (айшет), яркого цветного платка. Так же нагрудного украшения из монет – мониста (камали) и на голове так же украшение из монет – такъя.
Среди женских украшений XVIII-XIX вв. главную массу составляли металлические украшения: серебряные монеты – русские (в особенности царские рубли и мелкое серебро) и иностранные, жетоны, разнообразные бляхи, пуговицы, металлические накладки и подвески. Дорогие серебряные украшения сохранялись столетиями как семейная драгоценность и в богатых семьях переходили от поколения к поколению. В более бедных слоях населения в качестве украшений применялась имитация монет из олова и жести. Монисты эти передаются по материнской линии, как семейная реликвия. Каждое поколение добавляет в композицию свои монеты. Потому украшениям служат денежки разного периода и разных веков: екатерининский рубль 1841 года или чистого серебра золотник – не редкость. Ну а к серебру встарь добавлялись жемчуг, кораллы, раковины каури. Конечно, каждый день в наследных украшениях не ходили – принаряжались на праздники. Звон серебра при ходьбе и в танцах отпугивал всю нечисть и очищал женщину. Понятное дело, чем богаче была семья, тем больше было и украшение. Порой на праздник «счастливица» надевала на себя до 7 килограммов звонкого серебра. И в пляс. Или на косьбу – праздники-то бывают разными. Когда в 30-е годы во времена сталинских репрессий ссылали в Сибирь наследные украшения прятали - бросали в колодцы, закапывали под столбы, под фундамент.
Металлические запястья, браслеты, сплошь украшенные орнаментом, серьги, кольца, цепочки – в большом количестве доставлялись разъездными торговцами.
Значительно меньшее место среди украшений занимали изделия из стекла – бусы и бисер, в то время как у соседних народов – мордвы, чувашей – бисер и бусы пользуются до настоящего времени чрезвычайно широким распространением.
В качестве браслетов, ожерелий, амулетов употреблялись белые раковины (йырпинь), широко распространенные на территории Среднего Поволжья у народов мари, мордвы, чувашей. Известны они и в Средней Азии, и на Кавказе. Эти раковины добывались в Индийском океане; их распространение на определенной территории говорит о торговых связях с Индией и о торговом пути, проходившем через земли названных народов. Раковины представляли для удмуртов материальную ценность и, по-видимому, играли роль своеобразной монеты; их не только носили в качестве украшения, но ими уплачивали дань, которую собирали булгарские феодалы.
Замужние женщины скрывали свои волосы под головным убором; девушки украшали свои косы накосником. Девичьи накосники представляли собой узкую полосу холста, на которую нашивались жетоны или монеты; вместо холста иногда употреблялась тесьма. Накосник заканчивался металлической пластинкой и прикреплялся сзади к такъя.
В ушах девушки и замужние женщины носили серьги (угы), которые чаще всего состояли из мелких серебряных монет. В центре помещалась самая крупная монета, а вокруг нее – более мелкие. Под подбородком проходила веревочка, соединяющая серьги.
На руках женщины носили металлические браслеты (поскес) и запястья (суйпос). Поскес и суйпос встречались двух видов: широкие, со вставленными в них цветными камнями, и узкие, сплошь украшенные насечкой из растительного орнамента. Браслеты делались также из нанизанных на нитку раковин (йырпинь) и крупных стеклянных бус (кивесь).
Мониста (фото 1) – так называется нагрудное украшение девушки-удмуртки. Они очень ценятся и передаются из поколения в поколение, от матери – к дочери. Камали делали из серебряных монет. Серебряные монеты в нагрудных украшениях нашиты на холщовую ткань. При этом монеты плотно прилегают друг к другу, в результате получается сплошной серебряный каскад, окаймленный разновеликими цепочками с нанизанными на них мелкими монетами. Эта часть украшения через плечо называется камали (фото 2) и является центральной частью украшения. Камали закрепляли на левом плече и пропускали под правой рукой.
Нагрудная часть чыртыкыш (чыртывесь) имеет своеобразную форму, верхняя часть которой зашита бусами и серебряными монетами разной величины. Так чыртыкыш (фото 3) – двойное ожерелье из монет, нашитых на ткань, располагавшееся на груди двумя полуовалами, в женском и девичьем вариантах имело свои особенности. Женский вариант чыртыкыш отличает проходящая по центру вертикальная полоса , соединяющая верхний и нижний полуовалы. На ней расположены два ряда монет. О такой специфической черте женского украшения помнят информаторы, о ней свидетельствуют и фотографии начала ХХ в. (фото 4). Однако уже в начале века традиционное правило строго не соблюдали. На ряде фотоснимков запечатлены женщины в женском головном уборе, но с девичьим чыртыкыш на груди. Нагрудное украшение играло и своеобразную роль оберега грудей, защищая их от сглаза.
К девичьему чыртыкыш прикрепляли чыртыкышкал (кал-подвеска)-украшение из нашитых на ткань монет, полуовалом опускавшееся на спину (фото 5). В женском варианте костюма оно было неуместно, так как спина была закрыта покрывалом и головным полотенцем.
Между чыртыкыч (чыртывесь) и камали находится гадигы (гадь –грудь; игы - серьга, подвеска) – низку из кораллов с монетами, закрепленную с изнанки тонкой полоски красной ткани (фото 6 (Также 1,2)).
К гадигы подвязывали в двух местах атласную или капроновую ленту, спускавшуюся на спину вместе с чыртыкышкал (фото 7).
Кроме серебряных монет для украшения применялись коралловые бусы – красные, белые, черные, зеленые. Когда в Казани начали делать чылпы (чылбыр) (фото 8) они стали непременным атрибутом украшений. Драгоценные камни – аметист, сердолик, серебряные кружева- позуметы очень украшали девушку.
На голову девушки надевали такью (фото 9 (1,2)) где использовались серебряные монеты, бисер, драгоценные камни.
Хорошим украшением считалась раковина «Каури», привезенная с южных морей Индийского океана.
В настоящее время национальные элементы встречаются только в женском праздничном костюме. Традиционные украшения и одежду используют фольклорные коллективы. К началу XX в. мониста исчезает из применения, но продолжает храниться в сундуках старух. Но многие в 70-80 х.гг. из-за тяжелой жизни, не хватало денег, монисты за маленькие цены продали цыганам.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
- Лебедева С. Х. Традиционная одежда и украшения / С. Х. Лебедева, Л. С. Христолюбова // Удмурты : ист.-этногр. очерки. - Ижевск, 1993. - С. 125-141.
- Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда / С. Х. Лебедева. - Ижевск, 2008. - С. 9-13, 13-18.
- Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов / В. Н. Белицер. - М., 1951. - С. 28, 70-80.
- Владыкин В. Е. Одежда / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 73.
Служебная информация
- Балтасинский
Мари-Турекский район, РМЭ, Малмыжский район Кировской области.