- Альметьевский
Развернутое описание ОНКН
Самым распространенным видом обуви у всех групп татар были лыковые лапти (чабата). Как правило, они считались повседневной и рабочей обувью, хотя нередко и праздничной.
В селе Нижнее Абдулово были свои умельцы по плетению лаптей. Одним из которых был дед Тухватулла.
Родился легендарный дед 1870 году в селе Нижнее Абдулово, Черемшанского района (ныне Альметьевский район). Он был мастером по плетению лаптей. Дед Тухватулла кроме плетения лаптей занимался и другими плетениями, к примеру: корзина для гусей, сумки для девочек, детские корзинки для сбора ягод и грибов для. Готовую продукцию мастер продавал на базаре села Елхово. Спрос на лапти был очень велик, на одного человека в летнее время изнашивалось по четыре пары. Одно пара стоила т 3-5 копеек. В двух сёлах Елхово и Нижнее Абдулово жили в то время 2340 человек. Дед Тухватулла работал днем и ночью, конечно, кроме него тоже были мастера, но самые крепкие лапти были у него. Жители села носили лапти вплоть до 1940-х годов.
Этап 1 - Потдготовительный
Для изготовления одного лаптя требуется 7 лык длиной по 2 метра каждое. Ширина 1 лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плёл лапти.
Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. Для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Снимали лыко специальным инструментом, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево. налагали штраф, поэтому днём ходили в лес и примечали деревья, а ветки собирали поздним вечером.
На заготовку материалов уходило много времени, собрать надо было до июня месяца, когда в липовых деревьях проходило наибольшее сокодвижение и не распустились листья. Ободрать липку, чтобы она годилась на лыко для лаптей, надо с толком. Ствол срезается низко. Древесина липы мягкая. Если ножик острый и удалось слегка наклонить липку, то она срезается с одного -двух взмахов. Затем кочедыком или заточенным концом трехгранного напильника вспарывают луб от комля к вершине. На вершине вылущивают из луба лутошку и с сочным похрустыванием вынимают ее, лутошку, до самого комля. Лыко не сдирают частями, а именно вынимают из него лутошку, стараясь сохранить луб целиком. Когда вылущится комелек, у вас получится как бы два ствола: один беленький потоньше (лутошка), другой сохраняет вид липки, только что срезанной с корня. Лыко надо скатать в баранку вершинкой внутрь и связать.
На пару лаптей требуется не более трех стволов. Самые лучшие лапти получались из только что сорванного материала. Но весенне-летние полевые работы не позволяли этим заниматься. Поэтому материал заготавливали летом, а лапти плели после того как ляжет снег и работы будет меньше. Для этого лыко сушили на солнышке и поливали водой два раза в неделю, чтобы лыко было крепче и гнулось лучше. После чего его складывали в темное место. Перед началом работы липовые ветки замачивали на ночь (8-10 часов), чтобы стали мягче, а затем разрезали на лыко – полоски шириной от 1 до 2 сантиметров, длинной 1,5 – 2 метра (зависит от размера лаптя) и только после этого снимали верхний слой коры. Толщину выбирали на глаз, как возьмет нож. Драть начинали с корня.
Циновать лыко начинали сразу, придя из леса, а также спустя некоторое время. На один лапоть требовалось пять лык шириной, примерно, 12 мм и длиной около полутора метров. Сначала нарезалось лыко, начиная от комля, главное соблюдать и выдержать заданную ширину. Нож, попадал в трещины и резал плохо, а из-за трещины шёл не всегда туда, куда надо. Поэтому нож в руках нужно было держать твердо, чтобы он не срывался. При циновании встречаются дырки от сучков или впадины от скрытых почек. Иногда на середине длины получается дырка от сучка, которая рвет лыко пополам, то приходилось делать два коротких лыка.
Для плетения лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги. Можно сказать, что примерные размеры, вроде современных S, M, L, XL, XXL и XXXL употреблялись русским крестьянством уже в древние времена. Кроме колодки ещё был необходим нож для подрезания лыка и особенный инструмент кочедык, представляющий собой нечто вроде отвёртки с деревянной ручкой и с металлическим стержнем, имеющим плоское, горизонтальное окончание, но, самое главное, искривлённым в вертикальной плоскости и имеющим форму части круга с диаметром 1,5 — 2 дюйма.
Назначение этого инструмента — приподнимать одну из петель уже сплетённой части лаптя для того, чтобы просунуть в неё свободный конец лыка. Лапоть начинают плести с пятки. Для начала используется только пять лык.
Плетение простое, при котором одно лыко попеременно сначала прижимает своей плоскостью соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и располагается под ним и так по всей своей длине. Когда все лыки переплетутся и достигнут края своими концами, то они перегибаются назад и переплетаются дальше, продолжая длину образующейся при этом плоскости.
Пятку начинают плести, перегнув лыки пополам через «говенник» - сучёное в шнур лыко. Говенник должен представлять собой связанный в виде круга лыковый шнурок, образующий край проёма будущего лаптя, в который просовывается нога.
После того как пятка будет сплетена и «утянута» по колодке, то тогда с обеих сторон (также, будучи перегнутыми посередине, сначала одной, а потом и другой половинами) вплетаются последние два лыка и продолжают плестись сначала подошва, а потом и «голова» лаптя. Когда длины подошвы хватает для того, чтобы загнуть её наверх и закрыть пальцы стопы до подъёма (образовать «голову» лаптя), то подошва огибается через говенник (теперь уже с передней стороны лаптя), а оставшиеся концы лык продолжают плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний, слой лаптя. Именно на этой стадии плетения и начинает применяться кочедык. Им приподнимаются уже сплетённые петли для просовывания в них концов лык. Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивается назад. Дойдя до краёв подошвы, некоторые из лык,симметрично с правой и с левой сторон, также огибаются через говенник притягивая подошву к нему и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Став «двуслойным», лапоть приобретает большую прочность. После того как внешний слой лаптя износится до такой степени, что носить лапоть становится неудобно
Изображения ОНКН
Поступило в фонды 10.03.1992
- Альметьевский
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
1. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Национальная традиция в декоративном искусстве // Татары. – Москва: 2001. –457с.
2. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Народные художественные промыслы // Татарская энциклопедия. – Казань: Издательство Татарская энциклопедия, 2008. – Т. 4. -363 с.
3. Завьялова М.Н. Татарский костюм: Из СОБР Гос.музея Республики Татарстан/Завьялова М.Н.-Казань:Заман, 1996.-256 с.
4. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. – Москва: издательство «Наука»,1972 г.