Праздник «Айкай веран» проводится в честь прихода весны. Проводится только в период с Пасхи до Троицы (В течение 40 дней). Дата проведения меняется в зависимости от даты Пасхи.
- Бавлинский
Развернутое описание ОНКН
В селе Покровский Урустамак есть гора Айкай. Неизвестно, откуда взялась легенда – принесли ее с собой, или уже придумали «Бавлинские» предки, но передавалась она из уст в уста и дошла до наших дней. Услышав эту легенду, удмуртская писательница Галина Романова написала «Легенду об Айкай».
Туж вашкала дауръесы,
Музъем вылын сайкыт, шуныт вакытъесы
Одиг Урсы гуртын улэм нылаш,
Солэн нимыз вылэм Айкай.
Но вуизы сьод пилемъес,
Урмем кадь жутскизы толпериос,
Уйшор лэзьскиз музъем вылэ.
Тани-тани кынтоз вань улосэз,
Быдтоз, быдтоз гурт калыкез…
Соку егит нылаш Айкай
Потиз кыре но вазиськиз вылысь Инмарезлы:
-Ой, шундые, тынад кужмыд бадзым,
Кулэ ке , тон такыр мулы пормытиськод
Сюдись-вордись зеч музъеммес,
Кулэ ке, тон сяськаяськись садэн, возен шобыртиськод
Та туж мусо вожулосмес.
Ой. Шундые, эн кельты палэнэ нылпиостэ,
Кулэ ке, басьты мынэсьтым лулме…
Инмар кылиз ныллэсь куриськонзэ,
Бадзым,жужыт из гурезьлы сое со пормытиз.
Борддор кадь со жутских толперилэн сюрес вылаз,
Гурт калыкзэ лек толъеслэсь сайяз…
Ортчиз даур, кыкетиез, куинетиез…
Туж трос шуныт зорьес ни усизы удмурт улос вадьсы,
Туж трос толпериос котырьязы Урсы гуртэз,
Но весь улэ, улэ удмурт калык,
Музъем гыре, нылпи вордэ, сюан лэсьтэ…
Вуэ азвесь куараосын жингыртыса тулыс-
Шунды небыт сиосыныз Айкай гурезь борды ни йотиське;
Ненег, буртчин вож гуждорен шобыртиське содэн бамыз.
Нош гурт калык тубе Айкай гурезь йылэ,
Ваче кутиськыса, лэйкыт гинэ зечыраса
Мытэ, кырза айкай гурез.
Озьы данъя со тулысэз,
Данъя музъем вылын чебер, шудо, тыр улонэз,
Данъя егит ныллэсь зырдыт, зеч сюлэмзэ-
Кыръес, тэльес, возьес кузя
Жингыртыса со чузъяське:
Айкай, Айкай, Айкай…
Сюжет этой легенды заключается в следующем. В древние далекие времена родилась девочка по имени Айкай. Айкай росла, радовалась жизни и с каждым днем все больше раскрывалась ее красота. И выросла Айкай и славилась своей красотой на всю округу.
Но пришли темные силы, поднялись холодные ветры, небо затянуло тучами, солнце исчезло, все погрузилось во мрак. И чтобы спасти свой народ, Айкай обратилась к Инмар (Языческое божество солнца), с просьбой защитить народ от гибели, а взамен взять ее жизнь. Солнце услышало ее мольбы и превратило Айкай в гору, которая встала на пути холодных ветров и до сих пор защищает свой народ от невзгод.
Каждый год весной вечером молодежь, молодые женщины, мужчины поднимались на гору «Айкай» и взявшись за руки, повернувшись к деревне, исполняли песню «Айкай».
Айкай но арлэн ортчемез, Айкай.
Кускись путолэн посьтэмез, Айкай.
Посьтоно путо мед ик но посьтоз.
Ортчонтэм гумыр ке лусал,Айкай.
Гурезь но бамый сьод пушнер, Айкай.
Солэн но шораз сьод сутэр, Айкай.
Сьод сутэр кадь ик синьесыд, Айкай.
Горд намер кадь ик, бамъесыд, Айкай.
Ай-кай, да годы проходят, ай-кай,
На чреслах пояс изнашивается, ай-кай.
Пояс, которому суждено износиться, пусть да износится,
Была бы жизнь, которая не проходит , ай-ка
На склонеда горы пустырник-трава, ай-кай,
Посреди пустырника черная смородина, ай-кай.
Словно черная смородина твои глаза, ай-кай
Словно красная костяника твои щеки, ай-кай.
Куплетов песни очень много, под нее могут подстраиваться слова любой песни с частушечным размером.
Эта ритуальная песня исполнялась только весной с Пасхи до Троицы, в остальное время года ее не пели. Остальное взрослое население слушало «Айкай» в селе, они пели старинные песни, водили хороводы.
На сегодняшний день в этот праздник влились частицы других праздников и обрядов, но основной смысл праздника «Айкай» остался прежним – это встреча весны, приветствие пробуждения природы, новой жизни.
Праздник проводится весной, в первое воскресенье после Пасхи. Дата праздника не фиксированная, так как дата празднования Пасхи меняется каждый год.
Организаторы мероприятия с утра поднимаются на гору «Айкай», разжигают костер, ставят в котлах вариться мясную кашу. Часам к 11 дня начинают подходить жители села. Собираются и дети, и взрослые. Приходят семьями, с друзьями, с родственниками. Начинаются различные игры, которые знают и старшее поколение и дети, так как в играх участвуют все вместе. Затем все садятся кушать кашу. После каши, все желающие встают, взявшись за руки, лицом к солнцу, в сторону деревни и исполняют главную песню этого мероприятия - «Айкай».
Песня разносится над всем селом. Затем начинаются игры - танцы, которые тоже исполняют все вместе.
Праздник позволяет молодежи, детям помнить о своих традициях в виде национальных игр, танцев, песен и связывает молодое и старшее поколение.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
Сборник песен «Песни удмуртов Бавлинского района», составители И.М. Нуриева, А.П. Кузнецова, П.А. Александров. Казанская государственная консерватория. 2018 (записано в 2012, 2014 гг.)
Служебная информация
- Бавлинский