4 августа в Казани в рамках деловой программы II Этно-fashion фестиваля народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Стиль жизни — Культурный код» прошла международная конференция «Эпическая константа современной культуры: проблемы сохранения и популяризации национальных эпосов.
Модератор конференции, доктор исторических наук Дамир Исхаков отметил, что эпос является хранителем подлинной идентичности.
В своем приветственном слове ректор Казанского государственного института культуры Роза Ахмадиева рассказала о подготовке специалистов народно-прикладного искусства в Татарстане, а также о том, как в рамках федерального гранта в институте был создан Инжиниринговый центр, в рамках которого работают научно-экспериментальные лаборатории по художественной обработке древесины, по художественной керамике и дизайну костюма. Здесь же студенты КазГИКа создали мобильное приложение, посвященное татарским эпосам. Сейчас идет работа по масштабированию этого приложения. Кроме того, институт ведет большую работу по цифровизации устного фольклорного творчества татарского народа.
Доктор филологических наук, заведующий отделом Института фольклора Национальной академии наук Азербайджана Агаверди Халилов подчеркнул о необходимости сохранения эпосов, поскольку они являются основой нравственного воспитания народа. Доктор филологических наук, президент Национальной академии «Манас» и Чингиза Айтматова Талантаалы Бакчиев из Кыргызстана рассказал о практической роли эпоса в чрезвычайных ситуациях в обществе. При этом, он задался вопросом, можно ли считать эпосом опубликованный в книге текст, ведь суть эпоса — это устное творчество, передающееся из уст в уста.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры татарского литературы Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Милеуша Хабутдинова рассказала о вкладе ученого-фольклориста, филолога Наки Исанбета в изучение эпического наследия татарского народа. По словам ученой, Наки Исанбет прославился тем, что изучал теорию традиции устного сказительства, но сегодня наследие ученого на 80 процентов не издано.
— В 10-летнем возрасте Наки Исанбет начал выпускать рукописный журнал, начал собирать мифы и зафиксировал более 110 загадок. Исанбет, будучи ребенком, зафиксировал из уст Мустафы агы миф о Шурале, тогда же написал стихотворение «Шурале», — рассказала Милеуша Хабутдинова и выступила с предложением издания этого журнала с целью пробуждения интереса к татарской мифологии среди детей.
Кандидат философских наук, преподаватель Московской консерватории Дания Булатова рассказала о соотношении понятий эпос, миф, история. Доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИЯЛИ Лилия Мухаметзянова поведала о главной особенности татарского эпоса. Она отметила, что у поволжских татар наблюдается отдаление эпоса от традиции, в отличии от других тюркских народов, в том числе сибирских татар.
— Оседлый образ жизни татар влияет на развитие письменного творчества, поощряющее грамотность и ислам — развивается книжно-письменная традиция, таким образом, условия жизни татар привели к качественной трансформации фольклора, — говорит ученый.
По словам Лилии Мухаметзяновой, книжный дастан татар — это не просто рукописи, татарский книжный эпос является связующим звеном между татарской книжной традицией и эпосом.
Профессор, заведующий сектором этнологических исследований Отдела истории, археологии и этнографии Пермского научного центра УрО РАН Александр Черных поделился интересным опытом актуализации памяти о носителях народного фольклора. В частности, он рассказал, что в одном из сел Пермского края установили памятник исполнителю сказочного фольклора, создан музей сказок, где собраны личные вещи сказительницы. А село, где жила эта сказительница, стало российским центром Фестиваля сказок.
Доктор филологических наук, главный научный сотрудник НИЦ Башкирского фольклора Башкирского педагогического университета Нэркэс Хуббитдинова, рассказывая о популяризации народного эпоса в сфере культуры и образования в Республике Башкортостан, посетовала на то, что носителей народного эпоса с каждым годом становится все меньше и меньше.
— На сегодняшний день эпическая среда ушла в прошлое. Это связано в том числе и с развитием письменности, телевидения и радио, — говорит она.
При этом с целью популяризации сказительства в Башкортостане ежегодно проходит конкурс юного сэсэна-сказителя «Урал-батыр». В следующем году этому конкурсу исполнится 25 лет.
Еще один представитель Башкортостана, режиссер Шаура Шакурова рассказала о том, как современное искусство начинает осваивать эпос.
Теме использования современных практик в деле популяризации эпического наследия была посвящена отдельная секция. Так, доктор искусствоведения, заведующий Центром искусствоведения ИЯЛИ Рауза Султанова рассказала об истории постановок спектакля «Идегей» на сцене Камаловского театра, директор Татарского театра юного зрителя им. Кариева Луиза Шарова рассказала о современных воплощениях национального эпоса на примере пьесы и спектакля «Карурман: язылмаган дастан» («Темный лес: неписанный дастан». Директор Татарского ТЮЗа также озвучила проблемы, которые существуют в этом вопросе. По ее словам, в Татарстане необходимо разработать государственную программу, в рамках которой будет идти комплексная работа по формированию команды создателей — академического научного корпуса, авторов-драматургов.
— Нам необходимо взрастить национальные кадры — сценаристов, которые могли бы свободно работать с татарским эпосом, и творческую команду создателей, которые будут готовы соприкоснуться к аутентической истории народа и перевоплотить ее сценически. Мы должны взращивать свои национальные кадры со знанием национального материала, работающие с ним, — говорит она.
Луиза Шарова обратила внимание на необходимость инвестирования в кадры и индустрию:
— Нам необходима программа развития национальных направлений театрального и киноискусства, основанных на научном изучении, драматическом и сценарном возрождении и сценическом воплощении эпического материала, — резюмировала она.
Завершился третий день фестиваля показом коллекций этно-дизайнеров — Лали Фазыловой из Узбекистана, Айдархана Калиева из Казахстана, Жамагуль Сариевой из Кыргызстана, Натальи Новиковой из Москвы, Людмилы Пономаревой из Иркутска, Султана Салиева из Татарстана и коллекции Башкирского художественно промысла «Агидель».
5 августа, в завершающий день фестиваля, продолжит свою работу выставка «Наследие и традиции», этномаркет, этно-fashion показы и деловая программа. Завершится фестиваль концертной программой и торжественной церемонией при участии министра культуры Татарстана Ирады Аюповой.
Во время этно-fashion показа будут представлены коллекции Айдархана Калиева из Узбекистана, Султана Салиева из Татарстана, Милы Пономаревой из Иркутска, Марии Карлиной (Елецкие кружева) из Москвы, Натальи Новиковой (Душегрея) из Москвы, Lalli Фазыловой из Узбекистана, Хуршеда Сатторова из Таджикистана, Весны Королевой, Элари Шайхи (Бюро Бану) из Татарстана, Руслана Габова из Казани, а также концертная программа, где выступят заслуженная артистка Татарстана Илюса Хузина и хакаский этно-музыкант Gurude.
В течение дня на этно-ярмарке на площади перед театром Камала пройдут мастер-классы от мастеров прикладного искусства:
12.00-13.30 Ракульская роспись (Архангельская область)
12.00-19.00 Алексеевская фабрика художественного ткачества (Татарстан)
12.00-13.00 Кружевоплетение (Москва)
12.00-13.30 Абашевская игрушка (Пензенская область)
14.00-16.00 Художественная обработка кожи (Москва)
14.00-15.00 Декоративные швы для монументальных вышивок (Крым)
13.30-14.30 Валяние орнаментированного войлока “Истинг” (Ингушетия)
16.00-17.00 Керамическая игрушка (Удмуртия)
15.00-16.30 Абашевская игрушка (Пензенская область)
17.00-18.00 Игра на курае (Казань)
17.00-18.00 Тюбетейка (Казань)
16.30-18.00 Игра на курае (Казань)
18.00-19.00 Богородская резьба (Московская область)
18.00-19.00 Хлудневская игрушка (Калужская область)