В Казани завершились деловая программа и показы II Этно-fashion фестиваля «Стиль жизни — Культурный код»
5 августа в Казани завершилась деловая программа II Этно-fashion фестиваля народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Стиль жизни — Культурный код». В рамках четвертого дня фестиваля в Присутственных местах Казанского Кремля прошла встреча с историком татарского чая, автором серии изданий по кулинарии народов Казанского края Русланом Бушковым, а также секция, где были презентованы проекты современных татарских дизайнеров и выступления исследователей традиционного татарского костюма.
Руслан Бушков рассказал об истории того, как чай завоевывал популярность среди татар, а также отметил, что чай — это напиток, который идентифицирует татар среди многих народов.
— Впервые о чае узнали еще предки татар — волжские булгары. Каюм Насыри считал, что до татар еще волжские булгары уже были знакомы с чаем, правда, как с лекарством. Сюда его привез средневековый миссионер и путешественник Ахмад Ясави. Если вы встретите данные, что чай на территорию Волжской Булгарии или Казани привезли китайцы, это неправда, поскольку до XVIII века китайцам запрещалось покидать Китай и вести торговлю за пределами страны, они торговали только в приграничных районах. Далее чай начал распространяться по Великому шелковому пути, — отметил историк.
Бушков также подчеркнул, что татары также способствовали широкому распространению чая на территории России, поскольку новый караванный путь в Китай через Сибирь и Монголию в конце 1680-х годов в обязательном порядке сопровождали татары, как торговый народ и переводчики.
— Именно тогда сформировался великий чайный путь. До 1768 года караваны ходили вплоть до Москвы. Далее торговля была возложена на шесть компаний купцов, одна из которых была казанская. В Казани был культ чая, все заседания и переговоры велись за чашкой чая, — отметил в своем выступлении Руслан Бушков.
Закончилась встреча мастер-классом по правильному завариванию чая от организатора Фестиваял чая в Казани и совместным распитием этого популярного у татар напитка.
Далее кандидат исторических наук, член Общественного совета при министерстве культуры РТ Елена Гущина рассказала о современной культуре и ее трансформации в современность. Во время встречи эксперты пытались найти ответ на вопрс — как вышло так, что народный костюм стал не модным?
— С развитием промышленности отпала необходимость в ремеслах — создания тканей и ниток в домашних условиях. Появились стандартные ткани. Процессы урбанизации и развития промышленности привели к тому, что ушла традиционная одежда, которая не менялась веками. В ХХ веке происходит очень быстрая смена костюма, мода на ткани менялась каждые 10 лет. Чем ближе была деревня к городу, тем быстрее менялся традиционный уклад жизни крестьян, традиционный костюм и ремесла, — пояснила она.
Историк отметила, что одежда — это язык культуры, который «говорит» и показывает, и к которому общество неравнодушно.
— И даже находясь в сундуках, костюм «говорит», он транслирует идентичность, — резюмировала она.
Исследователь традиционного татарского костюма, историк Дина Гатина-Шафикова рассказала о трансформации татарского традиционного костюма в течение всего XIX века. Анализируя ситуацию с индустрией современного татарского костюма сегодня, ученая отметила, что сегодня у татар существует проблема с научной интерпретацией.
— У нас очень много молодых горящих глаз, которые хотят и пытаются что-то делать, но у них проблемы с методологией и доступами в фонды. Надеюсь, эта проблема решится, — подчеркнула она.
Сегодня же состоялась торжественная церемония закрытия фестиваля. Подводя итоги четырех дней работы форума, министр культуры Татарстана Ирада Аюпова отметила, что дерево не растет без корней, призвав сохранять национальные традиции в одежде.
— Если мы будем последним поколением, которое видит эти произведения искусства, выкристализованные и доведенные до совершенства тысячелетиями, то наше поколение ничего не будет стоить, тогда мы будем поколением-разрушителями. Я призываю вас не стесняться носить имеющую глубокие корни одежду, быть носителями традиций. Давайте не будем бояться быть яркими, — обратилась она с призывом к публике.
Завершился четвертый день этно-fashion фестиваля показами коллекций этно-дизайнеров Айдархана Калиева из Узбекистана, Анжелики Кириллиной (Якутия), Султана Салиева из Татарстана, Милы Пономаревой из Иркутска, Марии Карлиной (Елецкие кружева) из Москвы, Натальи Новиковой (Душегрея) из Москвы, Lalli Фазыловой из Узбекистана, Хуршеда Сатторова из Таджикистана, Весны Королевой, Элари Шайхи и Руслана Габова (Бюро Бану) из Татарстана, а также концертная программой, где выступили заслуженные артисты Татарстана Илюса Хузина и Артур Исламов, хакаский этно-музыкант Gurude (Руслан Ивакин), Shoner Paul, экспериментальный музыкальный проект ABIEM Project (союз двух саунд-продюсеров Артура Замалетдинова и Владимира Федорова) и ансамбля песни и танца «Алабуга» из Елабуги.
Несмотря на завершение деловой программы, этно-fashion фестиваль продолжает свою работу — до 7 августа на площади перед театром Камала работает этно-маркет, а в Национальной галерее «Хазина» до 14 августа — выставка «Наследие и традиции». Сегодня выставку, где представлено более 400 работ мастеров народно-прикладного искусства со всей России, посетила депутат Госсовета Республики Татарстан, заместитель председателя Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Людмила Рыбакина.
II Этно-fashion фестиваль народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Стиль жизни — Культурный код» проходит при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Правительства Республики Татарстан и Евразийской Ассоциации Этнодизайнеров состоится. Кроме того, фестиваль включен в Федеральный план основных мероприятий и программу Года культурного наследия народов России. Фестиваль является уникальной площадкой для объединения творческих людей разных национальностей и стран, которая способствует продвижению и популяризации культуры различных народов России как внутри страны, так и за рубежом.
Организаторами Фестиваля являются Министерство культуры Республики Татарстан, ГБУ «Ресурсный центр внедрения инноваций и сохранения традиций в сфере культуры Республики Татарстан» и Ассоциация «Организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции». Официальный партнер фестиваля – компания «Экспоресурс – выставки и конференции». Соорганизатором показов является Татарстанская республиканская общественная организация «Мисс Татарстан» – ее президент Изольда Сахарова выступила режиссером показов, кроме того, все модели, участвующие в показах, модели агентства «МТмоделс».