Махмутова Мадина Мухаметовна
Национальные куклы
Коллекция кукол народов Поволжья, коллекция кукол этнотерриториальных групп татар, коллекция кукол в костюмах Казанского ханства, коллекция кукол в национальных костюмах народов России.
Изучение народного костюма как отражение национальной принадлежности человека к культуре этноса; история создания и формирования национальных костюмов народов Татарстана и Поволжья.
Парча, шелк, шифон, мех, тесьма, бисер, пайэтки, стразы
Дизайн национального костюма для сувенирной куклы, авторская каркасная кукла в национальном костюме.
Шитье, вышивка, дизайн и работа с материалами.
- Персональная выставка «Национальный костюм в миниатюре» в Доме Дружбы народов. Казань, 2015 г.;
- Художественная выставка национального прикладного искусства Республики Татарстан «Кукольная коллекция с элементами костюмированного декора и дизайна - «СЮЮМБИКЕ»». Сергиев Посад, 2018 г.;
- Лауреат I степени - IX международный конкурс - фестиваль «Цветущая Чехия". Прага, 2013 г.;
- Лауреат I степени - III Интернациональный фестиваль музыки и творчества «Путеводная звезда». Хельсинки-Стокгольм-Таллин, 2014 г.;
- Лауреат I степени - V Международный фестиваль творчества "Калейдоскоп талантов". Польша, г. Живиц, 2015 г.;
- Лауреат I степени - Международный этнографический фестиваль – конкурс «ETHNO ART FEST», номинация «Этнокультурное многообразие». Великобритания, г. Лондон, 2016 г.;
- Лауреат I степени - X Международный фестиваль - конкурс творчества «Звезды Парижа». Франция, г. Париж, 2017 г.;
- Лауреат конкурса 2010, 2012, 2013,2016, 2017, 2019г.г., «Лучшие товары Республики Татарстан в номинации изделия народных и художественных промыслов, в 2016 году удостоена знака «Лидер качества» РТ.
Благодарственное письмо Государственного Совета Республики как признанному специалисту в области народных художественных промыслов, талантливому педагогу, опытному руководителю, организатору и мастеру.
Изделия
Материал: натуральный мех, бархат, парча, шелк, тесьма, кружево, стразы, кожа, пластик, полимерный материал.
Техника: лепка лица из полимерных материалов, шарнирная кукла, 2019 г.
Костюм выполнен в художественной традиции периода Казанского ханства.
Комплекс одежды состоит из платья, жакета и головного убора. Прекрасным дополнением служит камзол из бархата, украшенный золотой тесьмой. Авторская печать на шелке позволяет создать эксклюзив силуэту платья.
Богато декорирован комплекс костюма периода Казанского ханства коллекцией ювелирных украшений: серьги, бусины-подвески, инкрустированные стразами.
Костюм дополнен головным убором из натурального меха норки, имевшим самые разнообразные фасоны для царских особ, от которой спускалась ткань, орнаментированная ажурным материалом. Наверху шапочки была укреплена диадема или пик. Интересен другой убор в виде высокого колпака, декор которого представлял собой сложное сооружение из орнаментальных бляжек. Большой интерес представляют женские сапожки из кожи.
Материал: домотканое полотно, сатин, шелк, тесьма, кружево, кожа, полимерная масса.
Техника: лепка лица из полимерных материалов, шарнирная кукла,2018 г.
Дизайн костюма авторский, выполнен индивидуально для гостей и участников фольклорного праздника русской культуры «Каравон». Много внимания уделено элементам комплекса русского народного костюма: головной убор, платок, пояс, сарафан, нагрудные украшения. Комплект одежды сшит из натуральных тканей - тафта, шелк, лен, сатин, ситец. Кожаные красные миниатюрные сапоги выполнены профессиональным сапожником.
Основой народного костюма была туникообразная рубаха и штаны из домотканого холста. Узоры на костюме выполнялись натуральными нитями и демонстрировали трудолюбие и мастерство хозяйки. Головные уборы отличались большим разнообразием, обязательно закрывал лоб молодой девушки или замужней женщины и завершал комплекс национального костюма.
Материал: бархат, парча, тафта, шелк, тесьма, кружево, стразы, кожа, пластик, полимерный материал.
Техника: лепка лица из полимерных материалов, шарнирная кукла, 2018 г.
Выполнен в традициях «булгаро-татарского стиля», отличается художественным вкусом дизайнера Махмутовой Мадины в технике «Авторская кукла в национальном костюме».
В составе комплекса одежды – платье из тонкой шерстяной ткани, кафтан, нагрудное украшение, бархатный камзол, головной убор и кожаные сапоги. Одежда казанских татар этого периода отличают монументальность силуэта и использование дорогих тяжелых тканей – бархата, парчи, атласа. Подлинным произведением искусства первой половины XIX века можно считать бархатный головной убор - «Калфак» украшенный аппликацией и расшитый золотой нитью, жемчугом и стразами. Ювелирные женские украшения – показатель материального достатка и общественного положения семьи. Особое внимание заслуживают атрибуты комплекса одежды казанских татар: ювелирные украшения, накосник с монетами и нагрудная перевязь «Хаситэ», декорированная различными ювелирнымиукрашениями, передаваемые из поколения в поколение фамильные драгоценности. Многослойность силуэту придает камзол из рельефной шелковой тафты, украшенный декоративной тесьмой.
Большой интерес представляют женские сапожки из кожи. Традиционно сапоги выполнялись мастерами-сапожниками в уникальной технике «Кожаная мозаика»
Материал: мех, бархат, парча, тафта, шелк, тесьма, кружево, стразы, бисер, кожа, полимерный материал, металлокаркас.
Техника: лепка лица из полимерных материалов, каркасная кукла, 2018г.
Яркое многообразие, богатство символических, орнаментальных образов, генезис этнических культур на протяжении многих веков формирования татарской нации отражаются в этнографическом костюме этнотерриториальных групп татар: казанские, касимовские, крымские, астраханские, сибирские, нижегородские. Изучение самобытных компонентов женского костюма татар стало для мастера основой работы над коллекцией кукол.
Кукла в праздничном костюме зажиточной горожанки
Татары казанские. XIXвек.
Материал: бархат, парча, шелк, тесьма, кружево, стразы, кожа, полимерная масса.
Комплекс костюма включает: платье, камзол, нагрудное украшение, кожаные сапоги, головной убор.
Одежда этого периода отличают монументальность силуэта и использование дорогих тяжелых тканей – парчи, атласа. Подлинным произведением искусства первой половины XIX века можно считать бархатные головные уборы - «калфаки» украшенные аппликацией и расшитые золотой нитью, жемчугом и стразами. Ювелирные женские украшения – показатель материального достатка и общественного положения семьи. Из всего обилия украшений, специфических для этого времени особого внимания заслуживают ювелирные украшения, накосникс зашитыми монетами и нагрудная перевязь «Хаситэ», украшенная различными ювелирными накладками.
Кукла в костюме касимовской татарки
Татары касимовские. XIX век.
Материал: бархат, парча, шелк, тесьма, кружево, кожа, полимерная масса,
Костюм состоит из платья городского покроя, камзола, головного убора «Калфак». Костюм касимовских татар второй половины XIX века по составу элементов и покрою схож с казанским. Вместе с тем, близость с татарами – мишарями способствовало ношению головного убора «Калфак» не набок, а на затылок. Особую декоративность представленному костюму придает бархатный камзол.
Кукла в костюме сибирской татарки
Татары сибирские. XIX век.
Материал: тафта, шелк, тесьма, кружево, кожа, полимерная масса,
Костюм представляет собой многосоставный комплекс для выхода за пределы дома. Достаточно одежда татар разных групп изготавливали из тканей среднеазиатского производства. Данный костюм включает два таких изделия – рубаху из полушелковой ткани «Адрас» (одевали поверх холщевой) и халат из натуральной ткани. Кроме того, в комплекс входят жилет из парчи, украшенный золотым позументом, специфическая налобная повязка сибирских татарок – «Сараутц» и нагрудник украшены золотой вышивкой, стразами.
Кукла в костюме крымской татарки
Татары крымские. XIX век.
Материал: бархат, парча, шелк, тесьма, кружево, кожа, полимерная масса,
В традиционном женском костюме крымских татар рубаха шилась длиннее платья и была видна также как и нижняя часть штанин из под его подола. В начале века крымские татары, жившие в городах, носили платья традиционного кроя из благородных натуральных тканей. Головной убор «Феска» имела конусовидную форму с золотыми кисточками, количество которых указывало на статус женщины в обществе.
Материал: мех, бархат, парча, шелк, тесьма, кружево, стразы, кожа, полимерная масса, шарнирная кукла.
Техника: лепка лица из полимерных материалов, шарнирная кукла, 2017 г.
Костюм тюркских богинь «Йер-суб» и «»Умай» выполнен в монументальной форме прототюркской художественной традиции«скифо-сибирского звериного стиля». Сюжет из двух кукол отличается оригинальностью композиций и манерой исполнения автора.
Богато декорирован комплекс одежды коллекцией декоративных деталей, имитирующих золотые изделия ювелирного искусства. К таковым относятся серьги, бусины-подвески, инкрустированные стеклом и покрытые зернью. Костюм дополнен головным убором, имевшим самые разнообразные фасоны, от которой по бокам спускались полы, орнаментированные ажурными кожаными ромбами. Наверху шапочки была укреплена диадема. Не менее любопытен другой убор в виде высокого колпака, декор которого представлял собой сложное сооружение из орнаментальных бляжек.
Комплекс одежды состоит из платья, жилета, кафтана и головного убора. Особую декоративность платью придают старинные «винтажные» ткани первой половины XX века. Прекрасным дополнением служит камзол из натурального шелка, украшенный золотой тесьмой. Блеск натурального шелка позволяет создать красивую драпировку и сложный силуэт платья.