
- Алькеевский
- Альметьевский
- Спасский
Развернутое описание ОНКН
Праздник "Жаворонки" явно имеет языческие корни. На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.
В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник "Жаворонки" назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» создано это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта. Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Праздник "Жаворонки" сопровождался различного рода обрядами, в которых явственно прослеживались языческие корни. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали различные ритуалы, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.
Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в праздник "Жаворонки" пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками ставилось в птичник. Особенно актуально это было в преддверии скорого праздника Пасхи.
Но, конечно, главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. Так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
***
Ой вы, жавороночки, жавороночки!
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.
Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторый какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка. Для равновесия в булочки также запекали и символы каких-то неудачных событий: например, щепочка сулила смерть близкому человеку, ниточка – проблемы в материальном плане, из-за чего может потребоваться «затянуть пояс потуже». А некоторых жаворонков просто оставляли пустыми. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо – и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. То, что предрекал первый попавшийся жаворонок или пряник – то и должно было сбыться.
В праздник Жаворонки также выбирали мужчину, который первым мог бросить горсть зерна во время посевной. Такая должность называлась «семейный засевальщик». Этим счастливчиком был тот мужчина, кому попадалась монетка или камушек.
Чтобы приблизить приход весны и сохранить традиции предков в деревнях и селах Спасского, Алькеевского районов, в селе Новотроицкое Альметьевский района проводятся закличка Весны, пение веснянок, а хозяйки в этот день (22 марта) пекут из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называют детьми или братьями перелетных птиц, ребятишки их рассаживают на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печеных птах посылают родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
В СДК Алькеевского, Альметьевский, Спасского районов испеченных птичек раздаем детям, и те с криком и смехом бегут закликать жаворонков, а с ними и весну: печеных жаворонков насаживают на длинные палки, детишки подбрасывают их кверху и выкрикивают песенки-заклички:
1. Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
2. Жаворонки прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички-жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
3. Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Теплу гнездышку!
Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
Жив жаворонок
По полю летает
Зёрнышки собирает,
Весну закликает!
4. Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший!
Мороз, мороз,
Не бей наш овес, нашу рожь,
Бей дуб да клен да бабий лен,
Да конопи как хочешь, колоти!
Так же обязательно рассказываем ребятам о традициях, приметах дня весеннего солнцестояния, а в завершении обязательно чаепитие с печеными жаворонками.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
1. Балуевская С.В., Лебедева К. Л. «Жавороночный день» в народной традиции Великоустюгского района Вологодской области // Традиции народной культуры: проблемы изучения, сохранения и восстановления: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Вологда: ВоГУ, 2017. С. 49-54
2. Жаворонки // Кулинарный словарь В. В. Похлебкина, 2002.
3. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991. 496 с.
4. Некрылова А.Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. СПб.: Азбука-классика, 2007. 765 с.
5. Даль В. И. Месяцеслов // Пословицы русского народа, 1862.
Служебная информация
- Альметьевский
Место фиксации: село Новотроицкое Альметьевского района, Алькеевский и Спасский районы Республики Татарстан
Место хранения:
Фонд Новотроицкого сельского Дома культуры Альметьевского муниципального района РТ;
Фонд Приволжского СДК Спасского муниципального района РТ.